Темы презентации по теме человек и информация. Учебный проект "человек и информация"

Человек и информация

Предмет, класс

Информатика, биология, анатомия. 8 класс

Аннотация проекта

Проект предназначен для учащихся 8 класса по теме «Информация и информационные процессы», он формирует у учащихся целостные представления о понятиях информация и информационные процессы, способы представления информации, свойства информации. Ребята в процессе исследования выявляют информацию в природе, обществе и технике. Исследуют способы кодирования и декодирования информации, а также определят единицы измерения информации. Осуществляют процесс интеграции изучаемого материала по биологии, анатомии, информатике на основе общности объекта изучения (информация). Это поможет им ответить на вопросы, поставленные в проекте.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Кто правит миром?

Проблемные вопросы

1) Почему люди кодируют информацию?

2) Зависят способы кодирования информации от времени и местности?

3) Почему важно беречь генетический код?

4) Какими свойствами должна обладать викистатья?

5) Почему возникла необходимость измерять информацию?

6) Почему популярны фильмы о киборгах?

Учебные вопросы

1) Как общались в древности?

2) Что такое генетическая информация?

3) Есть свойства генетического кода?

4) Как получают, передают и используют информацию живые организмы?

5) Какие свойства присущи информации?

6) В чем измеряется количество информации?

7) Каковы должны быть свойства информации, распространяемой СМИ?

8) Каковы свойства информации, распространяемой через Интернет?

9) Как используются информационные процессы в технике?

10) Почему нам нужны роботы?

План проекта

1. Формулирование темы проекта, его целей, задач.

2. Составление учителем визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту и размещение их в сети.

3. Этапы реализации проекта.

Знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте

Формирование групп для проведения исследований

Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации

Выполнение дидактических заданий к проекту

Совместное обсуждение в группах результатов проекта

Оформление результатов исследования в форме презентаций и публикаций, вики-статьи

Размещение результатов работ учащихся в сети

4. Презентация результатов проекта на уроке-конференции.

5. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.

6. Подведение итогов

Публикация учителя

Буклет для учащихся и родителей

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Человек в мире информации

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся (тест). Во время презентации учителя учащиеся высказывают свои предположения относительно понятия информация, свойства информации. Это мотивирует их на проведение исследований в проекте. Учитывая требования стандарта, цели учащихся в проекте, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, вики - статья, сайт и др.), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. После завершения работы над проектом проводится конференция, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представленного материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.

Ответ на основополагающий вопрос

Кто владеет информацией - тот владеет миром!

Дидактические материалы

Задание по теме "Свойства сервисов Веб 2.0"

Задание по теме "Кодирование информации"

Кодирование информации.


"информатика" (франц. informatique ) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика" .
  • теория информации
  • кибернетика
  • программирование
  • математическая лингвистика
  • теория алгоритмов и др.

Развитию информатики способствовало открытие ЭВМ (компьютера).

Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.

Информатика – это наука, изучающая законы и методы сбора, хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров.


    "информация" происходит от латинского слова " informatio " , что означает сведения , разъяснения , изложение .
  • Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями.

Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становятся его знаниями.

Учеба в школе – это целенаправленный процесс получения знаний, т.е. получение информации.


Знания человека можно разделить на две группы:

  • декларативные («Я знаю, что…»)

Дважды два – четыре.

  • процедурные («Я знаю, как…»)

Работает телефон.


Сообщение несет информацию для человека (информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для человека новыми и понятными.

Виды (формы) информации:

  • текстовая
  • символьная
  • графическая
  • музыкальная

Восприятие и представление информации

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Органы чувств являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром. Письменность – важнейший способ сохранения и передачи информации.

Формы письменности:

  • звуковая
  • слоговая
  • идеографическая
  • пиктографическая

Языки естественные и формальные

  • естественные (русский, английский и т.д.)
  • формальные (математический, ноты и т.д.)

Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме.


Сигнал и знак

Знаки являются носителями смысловой информации в социальных и коммуникативных системах.

Сигналы являются носителями информации в технических, социотехнических и биологических системах и средах.


  • Передача (обмен) информации
  • Обработка информации

  • Внутренняя память (мозг, ПЗУ)
  • Внешняя память (дневник, диск)

Передача (обмен) информации

Телефон, радио, телевидение, Интернет и т.д.

ИСТОЧНИК

канал связи

ПРИЁМНИК

-----------


Обработка информации

Обработка информации – это изменение формы представления информации без изменения её содержания.

Способы обработки информации:

  • вычисления
  • логические рассуждения
  • кодирование
  • перевод текста

  • книги
  • справочники
  • рефераты
  • Интернет и т.д.

Информатика - это наука, сложившаяся сравнительно недавно. Ее развитие связано с появлением в середине ХХ века электронно-вычислительных машин, которые явились мощными универсальными средствами для хранения, обработки и передачи информации.

Истоки информатики можно искать в глубине веков. Много столетий тому назад потребность выразить и запомнить информацию привела к появлению речи, письменности, счета. Люди пытались изобретать, а затем совершенствовать способы хранения, обработки и распространения информации. До сих пор сохранились свидетельства попыток наших далеких предков сохранять информацию - примитивные наскальные рисунки, записи на берестяной коре и глиняных дощечках, затем рукописные книги. Появление в ХVI веке печатного станка позволило значительно увеличить возможности человека обрабатывать нужные сведения. Это явилось важным этапом развития человечества. Хранение информации в печатном виде стало основным способом хранения информации и продолжало им оставаться вплоть до середины ХХ века. Только с появлением ЭВМ возникли принципиально новые, гораздо более эффективные способы хранения информации.

Развивались способы передачи информации. Примитивный способ передачи посланий от человека к человеку сменился более прогрессивной почтовой связью. Почтовая связь давала достаточно надежный способ обмена информацией. Однако не следует забывать, что таким образом могли передаваться только сообщения, написанные на бумаге. А главное - скорость передачи сообщения была соизмерима только со скоростью передвижения человека. Изобретение телеграфа, телефона дало принципиально новые возможности обработки и передачи информации.

Появление электронно-вычислительных машин позволило обрабатывать, а в последствии и передавать информацию со скоростью, в несколько миллионов раз превышающей скорость обработки и передачи информации человеком.

Электронно-вычислительные машины и системы являются базой информатики. Поэтому информатика находит широкое применение в различных областях современной жизни: производстве, науке, образовании и других.

Приведем примеры. Ежедневно мы получаем прогноз погоды, даже не задумываясь каким образом он получен. На самом деле задача прогноза погоды является очень сложной и трудоемкой. Чтобы ее решить, необходимо собрать, а затем проанализировать информацию, поступающую с метеорологических станций, спутников.

Для этого применяются методы математического моделирования процессов в атмосфере и океане, решаются сложные системы уравнений. Потом полученные результаты представляются в удобной для человека форме. Все эти этапы невозможно произвести, не пользуясь методами и средствами информатики. А тем более, не применяя ЭВМ.

Развитие современной науки предполагает проведение сложных и дорогостоящих экспериментов, таких как, например, при разработке термоядерных реакторов

Информатика позволяет заменить реальные эксперименты машинными. Это экономит колоссальные ресурсы, дает возможность обработать полученные результаты самыми современными методами. Кроме того, такие эксперименты занимают гораздо меньше времени, чем настоящие. А в некоторых областях науки, например астрофизике, проведение реального эксперимента просто невозможно. Здесь, в основном, все исследования проводятся посредством вычислительных экспериментов.

Можно приводить множество примеров использования информатики в различных сферах жизнедеятельности. Рассмотрим лишь еще один пример. Много лет, а можно сказать и веков, обучение происходило при непосредственном общении преподавателя с учащимся. В дальнейшем появилась заочная форма обучения, которая позволяла изучать необходимый материал самостоятельно. Но и она предполагала, в конечном итоге, сдачу экзаменов непосредственно преподавателю. Так что принципиальных новшеств в области получения образования не наблюдалось очень давно. Изменения стали наблюдаться только с появлением компьютеров. Первые попытки использовать компьютер в обучении были произведены в семидесятых годах двадцатого столетия и были не достаточно успешными. Это объясняется невысокой производительностью технических и программных средств того времени. Кроме того программы не позволяли учитывать индивидуальных особенностей обучающегося. Обучающие программы сегодняшнего поколения предлагают пользователю множество вариантов настройки. А это значит, что учащийся при освоении учебного материала сам устанавливает такие вещи, как скорость изучения, объем материала, степень сложности курса.

Многочисленные исследования говорят о том, что метод обучения при помощи компьютеров гораздо эффективнее старых традиционных методов. Сравнивать эти методы сложно, однако доказано, что внимание при работе с компьютерной программой обучения усиливается, а поэтому время занятий сокращается примерно на 30%.

Уже давно учеными выявлена связь между способом, с помощью которого осваивается материал и способностью восстановить этот материал в памяти. Так вот, при прослушивании лекций только четверть услышанного материала остается в памяти. Если этот же материал воспринимать зрительно, то в памяти остается до трети полученных сведений. Применяя комбинированные способы обучения, доля усвоенного материала достигает половины. И только когда учащийся принимает активное участие в процессе изучения материала с помощью компьютерных программ, только тогда (как говорят последние научные исследования) доля усвоенного материала достигает 75%.

Следует отметить, что обучающие программы существуют не только для обучения в учебных заведениях, но и для обучения и переподготовки персонала различных фирм, а также для проведения квалификационных испытаний.

Дальнейшее развитие информатики, как и любой другой науки, влечет за собой новые достижения, открытия. А, следовательно, и новые области применения, которые, может быть трудно сегодня предположить.

Мудрецы говорят: "Кто владеет знанием, тот владеет миром!" Этот тезис с таким же успехом можно применить и к получению информации в современном человеческом обществе. Сегодня человек и информация тесно связаны между собой. И здесь хорошо срабатывает правило: кто первый узнал, тот и в выигрыше, а кто с опозданием - проиграл.

Человек и информация

Познавая окружающее, люди всегда соприкасаются с Вначале, на первом этапе взаимодействия, происходит впитывание и Это помогает (а иногда и заставляет) верно оценивать события, происходящие в обществе и мире. Итак, на втором этапе взаимодействия происходит анализ данных, их качественная обработка мозгом. А затем уже вырабатывается личное мнение, суждение о происходящем событии. В результате человек и информация, полученная им, максимально сливаются, приобретая личностный аспект.

Происхождение и значение слова

Само понятие «информация» происходит от латинского слова information (разъяснение, сведение). Это понятие - категория общенаучная, у которой существует множество определений и трактовок. Если не слишком углубляться в разночтения, то можно сказать, что в повседневной жизни информация отождествляется с полученными сведениями, знаниями в устном, зрительном, письменном, электронном виде (в наши дни всеобщей компьютеризации). Информация в играет важную роль. К примеру, она позволяет повысить уровень знаний по определенному вопросу, интересующему индивидуума. А обмен информацией формирует более объемное представление о предмете дискуссии.

Информация в жизни человека

Владение информацией издревле считалось уделом избранных. Не секрет, что в некоторых древнейших сообществах простому народу обучение не позволялось или делалось все для того, чтобы владение знаниями стало труднодоступным. Жрецы и первосвященники, монахи в секретных монастырях, знахари-отшельники всячески скрывали информацию от простолюдинов, не допуская в святая святых.

Сегодня человек в мире информации получает доступ относительно свободно к любому интересующему его источнику. Открытость информации - одно из основных условий Связано это напрямую и с развитием всемирной Сети, опоясывающей все континенты земного шара. Человек и информация в материальном мире современности взаимосвязаны намного теснее, чем в предыдущие эпохи. И любой среднестатистический гражданин свободной страны имеет право на свободный доступ: шила в мешке уже не утаишь!

Средства массовой информации

В нынешнем социальном обществе важнейшую роль для человека играют СМИ. С их помощью люди узнают об основных и второстепенных событиях в области науки, культуры, политики, других отраслей. Вначале это были газеты и радио, которые публиковали статьи и в устной форме рассказывали о случившемся. Затем появилось ТВ как мощнейший рычаг, воздействующий на многие умы до сих пор. После, с развитием Интернета - электронные средства информации, которые можно с уверенностью назвать поистине массовыми: некоторые статьи и ролики набирают миллионы просмотров, а это значит, что ими воспользовалось великое множество людей во многих странах мира.

Значение и свойства

В нашем скоростном мире, который не случайно называют веком информации, от нее многое зависит: развитие общества, экономическое и политическое, сама жизнь людей, их безопасность и здоровье. Анализируя полученной из различных источников (как правило, опытные журналисты, к примеру, используют минимум три подтвержденных), корреспонденты оценивают ее понятность, актуальность на данном этапе, полезность для общества, этичность, достоверность. Причем в различных ситуациях разные свойства одних и тех же данных выходят на первый план. К примеру, новостная передача по ТВ должна содержать максимум достоверности и актуальности о событиях сегодняшнего дня или прошедшей недели. А научно-популярная статья в электронной газете содержать максимум полезной и интересной информации, подтвержденной научными данными.

В сегодняшнем мире и "информация" максимально сближаются. Можно сказать, что без информации нет а без человека - нет информации, которая обрабатывается, публикуется и анализируется людьми!

Случайные статьи

Вверх